The article has been automatically translated into English by Google Translate from Russian and has not been edited.
Переклад цього матеріалу українською мовою з російської було автоматично здійснено сервісом Google Translate, без подальшого редагування тексту.
Bu məqalə Google Translate servisi vasitəsi ilə avtomatik olaraq rus dilindən azərbaycan dilinə tərcümə olunmuşdur. Bundan sonra mətn redaktə edilməmişdir.

Учеба будущего: как Илон Маск заново изобретает школьное образование

Джошуа Дан работает с Илоном Маском. Он был директором школы Ad Astra School, организованной прямо в SpaceX; в ней учились и дети предпринимателя. В 2020 году Дан и Маск запустили онлайн-школу Astra Nova School (занятия раз в неделю обойдутся в семь с половиной тысяч долларов в год) и более доступный игровой проект Synthesis (от 185 долларов в месяц). «Медуза» поговорила с Джошуа Даном, который в декабре выступит на конференции EdCrunch on Demand, о том, какие навыки нужно прививать современным школьникам, и как, собственно, должно быть устроено школьное образование будущего.

— Можете назвать главные недостатки современной системы школьного образования?

— Большинство школьников не имеют возможности выразить свою точку зрения или предложить решение проблемы в гипотетических условиях, когда нет единственно правильного ответа, нет черного и белого. Я думаю, что показывать ученикам серые зоны и в этическом смысле, и просто в области решения проблем полезно, потому что это дает им инструменты и способы мышления, необходимые, чтобы разбираться со сложными и комплексными задачами. Чем раньше школьники будут с этим сталкиваться, тем более уверенными они станут и как профессионалы-одиночки, и как командные игроки.

Одной из задач моей работы в школе Astra Nova было разобраться, как поместить школьников в такие сложные ситуации и помочь им чувствовать себя комфортно в ситуации неопределенности, научить работать в таких условиях и что-то организовывать.

— Как можно внести больше этой неопределенности в процесс обучения?

— Некоторые думают, что если сформулировать задания правильно и хорошо, все получится. Конечно, это помогает усвоить знания, а некоторые из них даже пригодятся в будущем. Но, я думаю, что нужно как можно раньше задавать детям открытые и сложные вопросы вроде: «Как можно колонизировать Марс?», «Как будет выглядеть мир без технологий?» Это помогает думать.

Также полезно в качестве ответа на какой-либо вопрос предлагать пять вариантов ответов, все из которых в каком-то смысле верны, но не идеальны. Пусть школьники расскажут, почему предпочли один из вариантов другим, хотя ни один из вариантов не является правильным до конца.

Очень эффективны задания, связанные с приоритетами — например, вопросы о том, как дети распределяли бы деньги между государственными институциями и т. п. Можно давать управленческое право выбора, а затем спрашивать, почему они сделали это именно так, предлагать обсудить это с одноклассниками.

— Насколько важно учить детей так называемым софт-скиллс вроде критического мышления — или навыкам принятия решений, которые вы упомянули? Важнее ли они привычных узкоспециализированных знаний?

— Я думаю, что критическое мышление, навыки решения проблем и аргументации релевантны вообще во всех сферах. Лучший способ научить этому — поставить школьников в максимально правдоподобные ситуации, где им придется принимать сложные решения. При этом, чтобы ученики действовали максимально креативно, следует дать им больше возможностей и власти, чем они имеют в обычной жизни.

В моем представлении школа должна быть симуляцией мира, в котором ученики — это мировые лидеры. Так они учатся принимать сложные решения. Иногда это плохие решения, но они могут обдумать и обсудить их, чему-то научиться. Софт-скиллс улучшаются только с помощью опыта.

При этом я не думаю, что школа каждую минуту должна быть странной симуляцией. Просто важно, чтобы ученики чувствовали, что у них есть сила и что их мнение имеет значение — впоследствии они будут жить с ощущением, что у них есть голос и что они, как минимум, имеют право сомневаться в чужой власти. Я думаю, это должно происходить гораздо раньше, чем принято думать.

— Означает ли это, что учеба должна стать более ориентированной на проекты? И в какой мере?

— Да. Иногда ты даешь студентам задачу, и они должны разобраться, как воплотить ее в жизнь. Это похоже на игру. Одна из них называется «Искусство для всех». Представьте, что вы школьник, вас распределили в команду, у вас есть 101 произведение современного искусства от самых разных художников. Вы также получили карту мира, где выделены примерно 15 городов вроде Москвы, Сан-Паулу, Лос-Анджелеса — и есть ограничения по воображаемому передвижению. Ваша задача — понять, какие из этих работ будут наиболее интересны для городов, которые вы планируете посетить со своей выставкой.

Итак, что делают школьники? Соревнуются на аукционах, влезают в долги, готовят выставки, с которыми поедут по миру — как с целью получить максимально возможную прибыль, так и привлечь как можно больше посетителей. Они также примеряют на себя роль куратора: решают, как будет выглядеть экспозиция в каждом из городов.

Проект ли это? Конечно, да. Особенно в смысле погружения — в течение восьми-девяти недель ты полностью инвестирован в это, пытаешься разобраться, как не отставать от других команд, у которых могут быть похожие планы, думаешь стратегически. Кажется, будто у тебя действительно есть эти произведения искусства и ты планируешь показывать их по всему миру.

— По крайней мере, в России многие школьники и студенты ненавидят групповые проекты. Как их можно улучшить?

— Создавать как можно больше возможностей для разных школьников в рамках одного проекта. Конечно, в любом проекте есть общая цель и стратегия, но помимо этого могут быть задачи в специфических областях для детей, не заинтересованных в общей теме проекта. Например, в случае проекта с выставками кто-то будет более заинтересован в дизайне экспозиции, кто-то — в ее маркетинговом продвижении, кто-то — в финансах.

— Понятно, как можно реализовать такой подход в дорогих и высокотехнологичных школах. Можно ли масштабировать этот подход на школы, в которых меньше ресурсов?

— Конечно, это привилегия. Но, на мой взгляд, задача таких школ как Astra Nova — делиться своими находками и распространять их. Разумеется, нельзя добиться полного масштабирования. Хотя мой новый проект Synthesis помогает получить доступ к такому образованию школьникам во всем мире.

Если хорошо подумать, то какие задачи должна выполнять школа, какие вещи мы больше всего ценим во взрослой профессиональной жизни? Работу в команде, настоящую профессиональную миссию, способность справляться со сложными и неоднозначными ситуациями — можно что-то придумать. Пожалуй, в школе должны учить именно этому.

Кроме того, нам стоит переосмыслить роль студента и учителя в процессе обучения. Я люблю задавать вопросы, на которые у меня нет ответов. Мне кажется, такая уязвимость очень важна, чтобы дети почувствовали свою силу.

По теме: ‘Несет угрозу миру’: почему Илон Маск бьет тревогу из-за развития искусственного интеллекта

— Расскажите подробнее про Synthesis.

— Идея в основе Synthesis довольно захватывающая. Игры могут быть очень полезными, например шахматы. Я же захотел создать более сложные игры другого типа, сталкивающие студентов с полной неопределенностью, хаосом. Первая игра называется «Созвездие»: в ней необходимо исследовать космос и соревноваться с другими командами в группах по два-три человека. Игрокам необходимо мыслить стратегически, предугадывать необходимые шаги заранее. Но самое захватывающее — это то, что мы просим студентов участвовать в создании игры; решать, как она будет работать, что можно улучшить.

Мы хотим предлагать учащимся новые игры каждые несколько месяцев, чтобы у них была возможность завести друзей, которые так же мотивированы получать новые знания на нашей платформе.

— Что самое сложное в работе над таким проектом?

— Для начала мы хотим, чтобы школа Synthesis существовала как дополнение к школе. Это вроде акселератора, помогающего ребенку овладеть навыками, которые нужны прямо сейчас: научиться сотрудничать, стратегически решать проблемы, быть человечным, рефлексировать свои победы и неудачи.

Думаю, некоторым школьникам может быть сложно объяснить родителям, почему им это нужно. Родители могут думать, что игры — это только развлечение, а не учеба. Хотя, возможно, во время пандемии, когда родители чувствуют себя особенно растерянно, новые формы образования становятся более востребованными.

— Эффективен ли ваш подход для людей, которые собираются поступать в университет с четким профилем и набором специфических знаний? Кажется, междисциплинарность, наоборот, может навредить.

— На мой взгляд, если ты хороший инженер, но не умеешь рефлексировать неудачи, планировать, всегда держать при себе несколько запасных вариантов, ты не реализуешь максимум своих возможностей. У интердисциплинарности плохая репутация, потому что кажется, будто она упрощает сложные вещи, особенно в технических или естественных науках. Но идея в том, чтобы развивать навыки, которые помогут людям в любых дисциплинах эффективнее коммуницировать и принимать решения.

Мне бы хотелось, чтобы наши студенты (которым не более 14 лет) к 18 годам представляли, что они хотят. Не шли в университет, просто потому что родители считают это правильным, но принимали осознанные решения. Они могут вообще не идти в университет. Или же, напротив, — пойти в тот, который им действительно необходим.

— Что вы думаете об онлайн-обучении, которое всем пришлось осваивать из-за пандемии? Может ли школьник учиться онлайн с таким же интересом и отдачей, как и в офлайне?

— Если дети чувствуют поддержку и если у них есть ресурсы регулярно заниматься тем, что им интересно, онлайн-обучение может предоставить дополнительное время для этого: среди прочего не нужно добираться в школу и обратно. Однако если им не помогли обрести независимость, у них не возникли навыки самостоятельной работы, они не будут знать, куда и как двигаться со своим интересом.

Многим школам очень сложно переключиться на онлайн-обучение. Подходы, которые работают в офлайне, не всегда эффективны для онлайн-среды. У детей важно развивать умение работать самостоятельно, не под контролем учителя, потому что в новых условиях у учителей реально меньше контроля, и они не добиваются своих целей из-за этого.

Это грустная ситуация. Возможно, стоит признать, что какие-то школьные правила устарели и от них стоит избавиться. И, наверное, имеет смысл перепродумать критерии, по которым мы оцениваем, насколько успешно дети адаптируются к школе. Например, хорошо ли они ощущают свои склонности и интересы, умеют ли обдумывать свои действия и их последствия.

Думаю, пандемия может быть полезной для системы образования, потому что позволяет взглянуть, как все устроено и что можно улучшить. Потому что иначе школьники все чаще будут говорить: «Реальная жизнь движется гораздо быстрее, чем школа. Школа не очень полезна». Важно, чтобы они понимали, что информация, которую они получают в школе, — это далеко не все. Задача школы — объяснить, как искать эту информацию и пользоваться ею.

По теме: 12 особенностей американской школы: впечатления русскоязычной иммигрантки

— Сейчас кажется, что офлайн-обучение и живое общение могут стать настоящей роскошью.

— Думаю, вернуться к офлайн-обучению больше всего хотят дорогие школы, потому что они построили очень красивые здания и инфраструктуру внутри них. И, конечно, опыт учебы в дорогой или, наоборот, плохо финансируемой школе очень различается. Надеюсь, благодаря новым технологиям все больше людей смогут учиться так, как раньше не могли. К тому же это поможет понять, когда нам действительно необходимо видеться лично, а когда можно обойтись онлайном. Конечно, это в первую очередь относится к бизнес-встречам, требующим перелетов и преодоления больших расстояний.

Возможно, так мы станем лучше понимать, что собираемся все вместе с какой-то целью. Когда ты ходишь в школу большую часть года, это забывается. Но ведь смысл не в том, чтобы все сидели за столами, а один из учеников что-то говорил у доски — это можно делать дома онлайн доедая хлопья. Будет здорово, если студенты получат возможность выбирать, приходить ли в школу лично, соответствует ли это их реальным потребностям, особенностям того, что они изучают, проектам, над которыми они работают (например, в случае групповой работы).

Школьникам помладше действительно тяжело учиться онлайн. Даже если тебе не девять, это все равно непросто. Но некоторые подростки были бы абсолютно счастливы учиться онлайн всю неделю, а встречаться на кружке робототехники и обсуждать то, что им действительно интересно.

Разное В США школа Ликбез образование в США Илон Маск

Читайте также на ForumDaily:

Илон Маск рассказал, когда появится и сколько будет стоить бюджетная Tesla

Объединив советские и американские ракетные технологии, украинец стал конкурентом Маска

‘В Америке я задыхался’: почему киевлянин не прижился в США и вернулся в Украину

Ученые нашли на Венере признаки жизни: кто может обитать на планете

Хотите больше важных и интересных новостей о жизни в США и иммиграции в Америку? Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Выбирайте опцию “Приоритет в показе” –  и читайте нас первыми. И не забудьте подписаться на ForumDaily Woman и на ForumDaily New York – там вас ждет масса интересной и позитивной информации. 



 
1067 запросов за 3,088 секунд.