Они учат американцев: как украинские профессора попали в лучшие университеты США - ForumDaily
The article has been automatically translated into English by Google Translate from Russian and has not been edited.
Переклад цього матеріалу українською мовою з російської було автоматично здійснено сервісом Google Translate, без подальшого редагування тексту.
Bu məqalə Google Translate servisi vasitəsi ilə avtomatik olaraq rus dilindən azərbaycan dilinə tərcümə olunmuşdur. Bundan sonra mətn redaktə edilməmişdir.

Они учат американцев: как украинские профессора попали в лучшие университеты США

Фото: depositphotos

Фото: depositphotos

Несколько этапов конкурса, идеальное знание английского, множество интервью и открытые лекции — за заветную должность в американских колледжах украинские преподаватели порой боролись несколько лет. Профессора Гарварда, Колумбийского университета и колледжа Хантер рассказали ForumDaily, как им удалось получить работу в престижных учебных заведениях США и чем преподавание в американских университетах отличается от того, что принято на родине.

 

Юрий Шевчук, Колумбийский университет: “Мои студенты влюбляются в украинский язык”

Библиотека Колумбийского университета. Фото: Depositphotos

Библиотека Колумбийского университета. Фото: Depositphotos

Он работает в самом престижном районе Нью-Йорка — Манхэттене, в нескольких кварталах от Центрального парка. Здесь на 13 гектарах расположился Колумбийский университет, который считается одним из лучших учебных заведений в мире. Три президента США, 9 судей Верховного суда, 29 обладателей “Оскара” закончили именно этот университет.

Юрий Шевчук здесь первый преподаватель из Украины. Более 10 лет он влюбляет американцев в трудный украинский язык, специально для них написал книгу “Украинский для начинающих”, организовал киноклуб. При этом на преподавателя именно украинского языка Юрий не учился никогда. “У меня 2 специальности: одну я получил в Киевском университете на факультете романо-германской филологии. В Америке я учился еще на курсе политологии в университете «Новая школа социальных исследований», — рассказывает он.

Украинистом профессор стал случайно. В конце 90-х друзья пригласили его в гости в США, и во время поездки Юрий заехал в Гарвард, в Украинский исследовательский институт. Заехал, чтобы познакомиться с заокеанскими коллегами, посмотреть на знаменитый университет. А ему сразу предложили преподавать украинский язык в Летней школе — это специальная 2-месячная программа, во время которой студент может пройти несколько академических курсов и набрать дополнительные баллы.

“Я сразу отказался. Украинский язык — мой родной, я на нём говорю и думаю, но я не умею его преподавать. Я очень хорошо умею преподавать английский и французский, но не украинский. И тогда мне предоставили аргумент, против которого я не устоял. Мне сказали: так никто же не умеет. В Украине при Советском Союзе не было специальности “украинский как иностранный”, — продолжает Юрий.

Юрий решил, что кому-то надо начинать, и на следующее лето вернулся в США уже с соответствующей визой — преподавать. До этого почти год готовился — как преподнести украинский американцам, как объяснить им сложную грамматику, произношение.

“Это было страшно и связано с большим стрессом, потому что мне пришлось самому панически все изучать. Докапываться до всего и каким-то образом предугадывать вопросы моих студентов”, — вспоминает Юрий. Он шутя называет себя “самозванцем от украинистики”, но его лекции были настолько успешными, что начиная с 1990 года он приезжал в Гарвард практически каждое лето. А в 2004 в Колумбийском университете открылась должность преподавателя украинского языка. “И я до такой степени осмелел, что решил на неё податься”, — продолжает Юрий.

Он послал документы за 2 дня до окончания срока подачи и даже не надеялся на позитивный ответ. У него как раз был запланирован отпуск, так что некоторое время Юрий даже автоответчик не проверял. А когда вернулся, его уже ждало сообщение с просьбой приехать на собеседование в Колумбийский университет. Юрий попал в короткий список претендентов на должность. Дальше ему предстояло пройти интервью и дать открытую лекцию для студентов.

“Я не волновался, потому что был уверен — меня не возьмут. Просто решил, что сделаю все, что от меня зависит, чтобы быть честным перед самим собой. И я очень хорошо помню, что больше переживал, успею ли я попасть в музей Метрополитен”, — рассказывает он.

В музей он успел, а через 2 дня ему позвонили, чтобы сообщить результаты собеседования. Обычно кандидатуры рассматриваются 2 недели, но здесь решение было единогласным, и Юрия быстро пригласили на работу. “Я был шокирован, наверное, что-то кричал — так, что все мои коллеги сбежались к моему столу”.

Юрий Шевчук. Фото: из личного архива

Юрий Шевчук. Фото: из личного архива

Его должность — лектор украинского языка. Контракт нужно продлевать каждые 5 лет, при этом преподаватель проходит своего рода переаттестацию — комиссия снова приходит на лекции, смотрит, какую научную деятельность профессор успел провести за это время, какие работы опубликовал. Юрий такую проверку успешно прошел уже 2 раза. Он преподает 3 языковых курса и 1 по истории советского и пост-советского кинематографа, это 8-9 занятий в неделю. Говорит, о такой загруженности, как в украинских вузах, здесь даже речь не идёт.

“Нет такой загруженности, которая просто перечеркивает любую возможность быть хорошим преподавателем: как можно хорошо готовиться к лекциям, если у вас более 20 часов преподавания в неделю?”.

У Юрия время есть и на подготовку, и на научную деятельность. Он с первой лекции увлекает студентов украинским языком так, что они потом не могут наговориться. Правда, предупреждает — в Украине им будет непросто найти собеседников.

“Вот представьте себе студента, который платит $12 тысяч в год за курс украинского языка. Приезжает он впервые в Киев, открывает рот, а в ответ слышит: “Ты что, по-русски не понимаешь?”. Это в худшем случае, а в лучшем его просто игнорируют или отвечают по-русски”, — рассказывает Юрий.

Он честно рассказывает студентам обо всех современных реалиях в Украине, пытается найти фильмы на украинском для своего киноклуба и постоянно приезжает с лекциями на родину. Говорит, переезд обратно в Украину не исключает. Ведь у него 2 любимых города — Нью-Йорк и Киев.

 

Ирина Вушко, Колледж Хантер: “После аспирантуры в Йеле я 5 лет искала работу”

Колледж Хантер. Фото: hunter.cuny.edu

Колледж Хантер. Фото: hunter.cuny.edu

Как сложно попасть в США не то что на работу, а даже на учёбу, историк Ирина Вушко поняла после магистратуры. Она окончила сначала университет во Львове, потом защитила диплом в Будапеште и решила: аспирантуру будет искать в США. С английским у девушки проблем не было — в магистратуре преподавали профессора-американцы. А вот собрать правильный пакет документов оказалось целым испытанием. “Было нелегко, потому что я не знала всех нюансов вступительного процесса. Да и тогда, в 2002 году, все было значительно сложнее — ни Фейсбука, ни быстрого интернета. Но магистратура помогла, потому что был нужен английский диплом, английские тексты, рекомендации», — рассказывает Ирина.

Ирина Вушко. Фото - из личного архива

Ирина Вушко. Фото — из личного архива

Чтобы поступить в аспирантуру, ей понадобилось 3 года. Университеты Лиги плюща Ирина сначала даже не рассматривала, но и колледжи попроще принимать молодого ученого отказывались. Удача улыбнулась, лишь когда девушка попробовала поступить в Йельский университет.

“Первые 2 года в такого типа университеты я даже не подавалась, думала, что шансов практически нет. А потом в 2001 году мне сказали, что Йель взял нового профессора по истории Восточной Европы, это моя специальность. И я подалась, просто чтобы успокоить совесть. Думала, шансов нет вообще”, — продолжает Ирина.

Но девушку приняли. Более того, предложили полную стипендию на все 6 лет аспирантуры. “В американских университетах, когда ты поступаешь в аспирантуру, ты автоматически получаешь стипендию. То есть это идет одним пакетом, отдельно на стипендию я не подавалась”, — объясняет Ирина.

Так Ирина оказалась в Америке и сразу поняла: писать диссертацию в Украине и США — совсем разные вещи. “В первый семестр я думала, что меня выгонят. Я до этого никогда не была в Америке, у меня был неидеальный английский. Было очень сложно сначала привыкнуть к ритму обучения, объему работы. Здесь, в Америке, пару лет вас только готовят для того, чтобы начать писать диссертацию. Мы перечитывали какое-то невероятное количество книжек, постоянно что-то писали, проводили дискуссии. По сути, ты живешь в библиотеке, это постоянная работа”, — вспоминает историк.

За время аспирантуры Ирина успела пожить год в Вене, где работала в архивах, а за год до защиты диссертации начала искать работу. Это оказалось ещё сложнее, чем поступить в Йель.

“Работу мне сразу же не предложили. Позиций очень мало, и получить должность даже после такого университета, как Йель, очень сложно. Я искала работу 5 лет”.

Это время она продолжала заниматься научной деятельностью, выигрывала разные краткосрочные гранты для исследований и постоянно подавала документы в американские университеты. В каждом нужно было пройти несколько этапов: сначала прислать резюме, мотивационное письмо и часть диссертации, потом могли назначить первое интервью. “Обычно оно проходит на общих научных конференциях. Таким образом формируется короткий список претендентов. Дальше вас вызывают в университет, где вы проводите целый день или два — даете лекцию, семинар, встречаетесь с администрацией, потенциальными коллегами”, — рассказывает Ирина.

А дальше остается только ждать. Чтобы сообщить хорошие новости, декан колледжа Хантер лично позвонил Ирине во Львов. Она успела открыть визу за 3 дня до отлёта — и вот уже пятый год является профессором истории одного их лучших колледжей страны. Преподаёт историю Восточной Европы, а также историю Европы между двумя войнами.

“Я хожу на работу только 2 дня в неделю, все остальное время — это мое время. Я сама выбираю курсы, которые я хочу преподавать, я сама составляю график. В университете важно не только преподавание, но и то, где и что мы опубликовали, в каких конференциях приняли участие. Потому и такие условия — чтобы у преподавателя было время для научной деятельности, она в приоритете”, — рассказывает Ирина.

Пока что девушка работает по контракту, но уже подала заявку на academic tenure, что означает практически пожизненный договор, который разорвать может лишь работник.

 

Сергей Плохий, Гарвард: “Звезды встали как-то так, что именно меня пригласили в Гарвард”

Сергей Плохий — настоящая звезда в сфере истории Восточной Европы. Он не просто преподает в одном из самых лучших университетов мира, куда стремятся поступить миллионы. Он — директор Украинского научного института Гарвардского университета и автор книг по истории Украины, которые издаются в США на английском языке.

Сергей Плохий. Фото: из личного архива

Сергей Плохий. Фото: из личного архива

“Это было настоящее чудо — попасть за границу на стажировку, тем в более в США”, — вспоминает профессор свою первую поездку в Америку. Это было в 1987 году, и улучшение американо-советских отношений дало возможность украинским ученым ездить по обмену в США. Сначала отправляли представителей технических наук, а когда дошла очередь до гуманитариев, среди троих историков оказался и Сергей Плохий.

“Главное впечатление от той поездки — это библиотека, тем более по сравнению с днепровской (Сергей Плохий закончил и преподавал в Днепровском университете им. Гончара — ForumDaily). У нас было очень мало литературы. А там — много всего, в открытом доступе. Это был самый большой шок. И я оказался абсолютно не готовым к тому уровню научной дискуссии, которая существовала в США. Я приходил на лекции к американским профессорам и мало что мог понять не только из-за языка, но еще и потому, что это была совсем другая история. Мы привыкли к истории, которая привязана к датам, событиям и так далее, а они преподавали фактически социальную историю”, — рассказывает Сергей Плохий.

Сергей Плохий. Фото: из личного архива

Сергей Плохий. Фото: из личного архива

У него даже мысли не было остаться в Штатах после стажировки. Говорит, на тот момент это значило бы оборвать все связи и с семьёй, и с друзьями, и с коллегами. Поэтому Сергей вернулся в Украину, защитил докторскую и через пару лет получил приглашение поработать в Канаде, в университете города Альберта. Сначала профессор переехал сам, потом привез семью — они с женой думали, останутся максимум на год, дети подтянут английский, и — обратно, домой. Но сложилось иначе — в начале 2000-х в Гарварде объявили конкурс на должность профессора украинской истории, и Сергей решил попробовать. Конкурс длился 2 года, из длинного списка претендентов постепенно вычеркивали имена, пока, наконец, не сформировали короткий перечень кандидатов на должность. Сергей Плохий в него попал.

“Конкурс был очень серьезным, и когда я узнал, кто вместе со мной оказался в коротком списке, я решил — ну ладно, наверное, в Гарвард я не еду. Но звезды встали как-то так, что пригласили именно меня”, — вспоминает Сергей.

Профессор говорит, 10 лет назад письма приходили обычно с отказом, а хорошие новости сообщали по телефону или имейлу. После формального “да”, полученного по электронной почте, ученый начал собираться в Гарвард.

Сейчас он объединяет должность профессора и директора института и активно пишет книги на английском. Сергей Плохий отмечает, что с языком ему повезло — родители отдали его в школу с английским уклоном, так что сильного языкового барьера в США он не чувствовал. И книги на иностранном языке решился писать практически сразу после переезда.

“У меня было немного по-другому: сначала я решил, что мне надо писать книги на английском, а потом уже подтягивал язык. Но, конечно, у меня есть литредактор”.

Должность Сергей Плохия — пожизненная, у него около 10 студентов в группе и достаточно времени для исследований. “Идея такой должности заключается в том, что я могу делать то, что я хочу, в научной деятельности. И я этой свободой пользуюсь”.

Читайте также на ForumDaily:

7 курсов Стэнфорда, которые можно прослушать бесплатно

Топ-10 стажировок, стипендий и грантов в США, на которые можно подавать заявки

Гарвард выложил онлайн бесплатный курс по цифровой фотографии

5 важных советов для тех, кто хочет эвалюировать диплом в США

Колумбийский университет колледж Наши люди наши люди гранты Выбор редакции
Подписывайтесь на ForumDaily в Google News

Хотите больше важных и интересных новостей о жизни в США и иммиграции в Америку? — Поддержите нас донатом! А еще подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Выбирайте опцию «Приоритет в показе» —  и читайте нас первыми. Кроме того, не забудьте оформить подписку на наш канал в Telegram  и в Instagram— там много интересного. И присоединяйтесь к тысячам читателей ForumDaily New York — там вас ждет масса интересной и позитивной информации о жизни в мегаполисе. 



 
1187 запросов за 1,328 секунд.