Умер Дик Чейни, влиятельный республиканский политик, вице-президент при Джордже Буше-младшем - ForumDaily
The article has been automatically translated into English by Google Translate from Russian and has not been edited.
Переклад цього матеріалу українською мовою з російської було автоматично здійснено сервісом Google Translate, без подальшого редагування тексту.
Bu məqalə Google Translate servisi vasitəsi ilə avtomatik olaraq rus dilindən azərbaycan dilinə tərcümə olunmuşdur. Bundan sonra mətn redaktə edilməmişdir.

Умер Дик Чейни, влиятельный республиканский политик, вице-президент при Джордже Буше-младшем

Дик Чейни, самый влиятельный вице-президент США и главный архитектор «войны с терроризмом», который помог вовлечь страну в неудачную войну в Ираке, ушёл из жизни в возрасте 84 лет, сообщает CNN.

Причиной его смерти стали осложнения от пневмонии и болезни сердца.

«Его любимая жена Линн, с которой он прожил 61 год, дочери Лиз и Мэри, а также другие члены семьи были с ним в последние минуты, — сообщила семья. — Дик Чейни был великим и добрым человеком. Мы бесконечно благодарны за всё, что он сделал для нашей страны, и бесконечно счастливы, что любили и были любимы этим благородным великаном».

Сорок шестой вице-президент, прослуживший вместе с республиканцем Джорджем Бушем-младшим два срока (с 2001-го по 2009 год), на протяжении десятилетий оставался одной из самых влиятельных и противоречивых фигур в Вашингтоне.

Буш в своём заявлении от 4 ноября назвал Чейни «порядочным и достойным человеком».

«История запомнит его как одного из лучших государственных деятелей своего поколения», — сказал 43-й президент США.

По теме: Умер Папа Франциск: древнее пророчество гласит, что он был последним понтификом перед концом света

В последние годы Чейни, оставаясь убеждённым консерватором, тем не менее оказался в значительной степени отстранён от своей партии из-за резкой критики президента Дональда Трампа, которого он назвал «трусом» и величайшей угрозой республике за всю историю.

По иронии судьбы, в финале своей политической карьеры он отдал свой голос на президентских выборах 2024 года за либерального демократа и коллегу по клубу вице-президентов Камале Харрис.

Чейни на протяжении большей части взрослой жизни страдал от сердечно-сосудистых заболеваний, перенес несколько инфарктов, но продолжал жить полноценно даже после трансплантации сердца в 2012 году, которую он в интервью 2014 года назвал «даром самой жизни».

Чейни, бывший конгрессмен от Вайоминга, глава аппарата Белого дома и министр обороны, был успешным предпринимателем, когда Джордж Буш-младший поручил ему отбор кандидатов в вице-президенты. Поиск завершился тем, что сам Чейни принёс присягу в качестве второго лица.

Хотя карикатуры, изображающие Чейни настоящим президентом, не вполне точно отражают подлинную расстановку сил в ближайшем окружении Буша, он действительно оказывал огромное влияние на политику Соединённых Штатов.

Чейни находился в Белом доме, когда президент был в отъезде, в ясное утро 11 сентября 2001 года. В миг ужаса, когда второй угнанный самолёт врезался во Всемирный торговый центр в Нью-Йорке, он, по собственным словам, изменился навсегда исполнившись решимости отомстить за атаки, организованные Аль-Каидой, и утвердить американскую мощь на всём Ближнем Востоке с помощью неоконсервативной доктрины смены режимов и превентивных войн.

«В тот момент стало ясно, что это преднамеренный террористический акт», — вспоминал он об этом дне в 2002 году.

Однако мнение, будто он был единственной движущей силой «войны с терроризмом» и американских кампаний в Ираке и Афганистане, не вполне верно. Современный анализ работы администрации показывает, что Буш сам считал себя главным лицом, принимающим решения.

Человек, прошедший через испытания

11 сентября 2001 года, находясь в бункере под Белым домом, Чейни перешёл в режим чрезвычайной ситуации руководя действиями охваченной горем нации, внезапно оказавшейся в состоянии войны. Он отдал беспрецедентный приказ сбить любые угнанные самолёты, если они направлялись к Белому дому или зданию Капитолия.

Атаки 11 сентября развязали войну Соединённых Штатов в Афганистане с целью свержения Талибана, укрывавшего Аль-Каиду, хотя лидер террористической группы Усама бен Ладен сумел ускользнуть. Вскоре Чейни начал настойчиво выступать за расширение американского наступления на Ирак и его лидера Саддама Хусейна, чьи войска, будучи министром обороны при президенте Джордже Буше-старшем, он помог изгнать из Кувейта во время первой войны в Персидском заливе.

Резкие предупреждения вице-президента о якобы существовавших в Ираке программах оружия массового уничтожения, предполагаемых связях с Аль-Каидой и намерении поставлять террористам смертоносное оружие для нападений на Соединённые Штаты сыграли ключевую роль в создании почвы для американского вторжения в Ирак в 2003 году.

Отчёты Конгресса и другие послевоенные расследования впоследствии показали, что Чейни и другие представители администрации преувеличивали, искажали или неверно интерпретировали ошибочные разведданные о программах оружия массового уничтожения, которых у Ирака, как выяснилось, не было. Одно из самых одиозных утверждений Чейни — о встрече главного угонщика 11 сентября Мохаммеда Атты с иракскими разведчиками в Праге — так и не получило подтверждения, в том числе от независимой комиссии по расследованию терактов 11 сентября.

Тем не менее в 2005 году Чейни настаивал, что он и другие высокопоставленные чиновники действовали на основе «наилучших доступных разведданных» того времени.

Вооружённые конфликты в Ираке и Афганистане поставили Соединённые Штаты перед серьёзными правовыми и моральными проблемами, в частности «усиленными допросами» подозреваемых в терроризме, которые критики считали пытками. Однако Чейни, игравший ключевую роль в глобальной войне с терроризмом, упорно защищал такие методы. Он среди прочего открыто поддерживал бессрочное содержание подозреваемых в терроризме без суда на базе Гуантанамо-Бей на Кубе. Такую практику осуждали как нарушение основных американских ценностей критики не только внутри страны, но и за её пределами.

Никаких сожалений

Чейни стал символом перегибов антитеррористических кампаний, а также ошибок в исходных предпосылках и планировании, которые превратили успешное на первых порах вторжение в Ирак в затяжной кровавый конфликт. Он, вызывая неприязнь демократов, покинул пост с рейтингом одобрения в 31 процент, согласно данным исследовательского центра Pew.

До конца жизни Чейни не испытывал сожалений — он считал, что просто действовал так, как требовали обстоятельства, в ответ на беспрецедентное нападение на американскую территорию, унёсшее жизни почти трёх тысяч человек и приведшее к почти двум десятилетиям зарубежных войн, разделивших нацию и изменивших её политический ландшафт.

«Я без малейших колебаний сделал бы это снова», — заявил Чейни в 2014 году в своём комментарии отчёта Сенатского комитета по разведке, который пришёл к выводу, что методы усиленных допросов были жестокими, неэффективными и нанесли ущерб репутации Соединённых Штатов в глазах мирового сообщества.

О войне в Ираке в 2015 году он сказал в интервью CN следующее: «Это было правильным решением тогда. Я верил в него тогда и верю сейчас».

«Он трус»

Агрессивная антитеррористическая политика Чейни соответствовала его взглядам на чрезвычайные полномочия президента при минимальном контроле со стороны Конгресса. Это вытекало из его убеждения, что исполнительная ветвь власти была необоснованно ослаблена после войны во Вьетнаме и Уотергейта, приведшего к отставке Ричарда Никсона.

Однако в последние годы Чейни стал яростным критиком человека, чьи представления о президентских полномочиях были ещё шире его собственных, — Дональда Трампа. Чейни поддержал Трампа в 2016 году — несмотря на критику внешней политики администрации Буша-Чейни и преобразование партии Рейгана в популистскую, националистическую Республиканскую партию. Но завершение первого президентского срока Трампа, когда его отказ признать поражение на выборах 2020 года привёл к штурму Капитолия 6 января, побудило Чейни высказаться публично, что для него было редкостью.

«За 246-летнюю историю нашей нации не было человека, представляющего бо′льшую угрозу для нашей республики, чем Дональд Трамп, — сказал Чейни. — Он трус. Настоящий мужчина не стал бы лгать своим сторонникам. Он проиграл выборы и проиграл с крупным счётом. Я знаю это. Он знает это, и в глубине души, полагаю, большинство республиканцев тоже это знают».

Ранние годы на Западе

Ричард Брюс Чейни родился 30 января 1941 года в Линкольне (штат Небраска). Позже семья переехала в небольшой горный городок Каспер в Вайоминге. Там, ещё в школе, Чейни встретил свою будущую жену Линн Винсент. Чейни был принят в Йельский университет на стипендию, но ему было трудно адаптироваться к университетским требованиям. Когда его отчислили, он вернулся на Запад США — в Вайоминг, где работал электриком, дважды попадал под арест за вождение в нетрезвом виде. В переломный момент Линн поставила ему ультиматум: она не заинтересована в браке с рабочим.

«Я взялся за ум и приложил усилия. Решил, что пора чего-то добиться в жизни», — признался Чейни в одном из интервью.

Он вернулся в альма-матер и получил степени бакалавра, а также магистра политических наук в Университете Вайоминга. Пара сочеталась браком в 1964 году. У них родились дочери Лиз и Мэри, а позже — семеро внуков.

Ветеран вашингтонских интриг

Чейни в качестве помощника Никсона начал осваивать закулисную политику — в ней он стал настоящим мастером.

Позже Дональд Рамсфелд выбрал его своим заместителем главы аппарата Белого дома при президенте Джеральде Форде. А в 1975 году, когда Рамсфелд ушёл на пост министра обороны, Чейни сменил своего наставника и близкого друга на этой должности. Он сыграл решающую роль в возрождении их партнёрства в 2001 году и вернул Рамсфелда из политического забвения обратно в Пентагон.

Эта пара создала тесный закулисный альянс в администрации Буша на протяжении всей войны с терроризмом и иракской кампании — к немалому раздражению более умеренных её членов, в частности тогдашнего госсекретаря Колина Пауэлла и советника по национальной безопасности Кондолизу Райс, сменившую Пауэлла.

Когда в Белом доме находился демократ Джимми Картер, Чейни решил баллотироваться в Конгресс и в 1978 году был избран на единственное место от Вайоминга в Палате представителей. Он, отслужив шесть сроков, поднялся до должности младшего лидера меньшинства.

В 1989 году президент Джордж Буш-старший, служивший вместе с Чейни в администрации Форда, назначил его министром обороны назвав «доверенным другом и советником». Сенат утвердил его соотношением 92 голоса против 0 (нуля).

На посту главы Пентагона Чейни, руководя вторжением США в Панаму в 1989 году и операцией «Буря в пустыне» в 1991-м по вытеснению иракских войск из Кувейта, проявил немалое мастерство. После отставки с поста министра обороны он на короткое время рассматривал возможность баллотироваться в президенты в 1996 году, но отказался от этой мысли.

Во время президентства Клинтона Чейни присоединился к компании Halliburton в Далласе став её генеральным директором.

Лишь когда Джордж Буш-младший решил баллотироваться в президенты, Чейни был выбран возглавить поиск кандидата в вице-президенты для республиканца и, после первоначального отказа от должности, в итоге вошёл в республиканский список.

«В ходе этого процесса я пришёл к выводу, что отбирающий — наилучший кандидат для отбора», — сказал Буш в фильме CNN 2020 года «Президент в ожидании».

Чейни принёс обширный опыт и знания в сферы, где, по мнению критиков, Буш был уязвим. Как бывший губернатор Техаса, Буш, по сравнению с Чейни, не имел опыта работы в Вашингтоне и обладал ограниченными познаниями в военной и внешней политике.

В начале президентства Буша Чейни возглавил рабочую группу по разработке энергетической политики администрации.

Однако он расходился с Бушем во мнениях по вопросу однополых браков считая, что решение должно оставаться за штатами. На встрече с избирателями в 2004 году он, по сообщениям The Washington Post, впервые публично упомянул о сексуальной ориентации своей дочери Мэри.

«Что касается отношений, мой общий взгляд таков: свобода означает свободу для всех. Люди должны иметь право вступать в любые отношения, в какие пожелают», — заявил он.

Его отношения с Бушем осложнились в последующие годы, в том числе из-за его отказа помиловать главу аппарата Чейни Скутера Либби, осуждённого в 2007 году за лжесвидетельство и препятствование правосудию. В итоге Либби был помилован Трампом в 2018 году.

Проблемы со здоровьем

Они начались у Чейни в 1978 году, когда в возрасте 37 лет во время предвыборной кампании в Конгресс у него случился первый инфаркт. За ним последовали ещё три — в 1984-м, 1988-м и ноябре 2000 года, всего через несколько дней после пересчёта голосов во Флориде, обеспечившего победу Буша и Чейни.

Чейни тогда заявил, что будет первым, кто подаст в отставку, если поймёт, что не в силах выполнять обязанности, и держал наготове письмо об отставке.

Он отслужил оба срока при Буше и присутствовал на инаугурации Барака Обамы в январе 2009 года в инвалидном кресле.

Через год после пятого инфаркта в 2010 году Чейни установили стимулятор, поддерживавший работу сердца до его трансплантации в 2012-м.

Вам может быть интересно: главные новости Нью-Йорка, истории наших иммигрантов и полезные советы о жизни в Большом Яблоке – читайте все это на ForumDaily New York

Жизнь после Белого дома

Уйдя с поста, Чейни написал две книги воспоминаний — о личной и политической карьер и о борьбе с сердечными заболеваниями. А ещё одну — в соавторстве с дочерью Лиз. Он стал одним из самых жёстких республиканских критиков президента Барака Обамы, строившего предвыборную кампанию на обещаниях завершить войны и внести иные изменения в то, что он называл провальной политикой администрации Буша — Чейни.

Годы спустя Чейни осуждал уже свою партию — особенно реакцию её руководства на штурм Капитолия: «Я глубоко разочарован тем, что многие члены моей партии не признают всей серьёзности атак 6 января и продолжающейся угрозы для нашей нации».

Демократы тогда выстроились в очередь, чтобы поприветствовать бывшего республиканского вице-президента и пожать ему руку, а экс-спикер Палаты представителей от демократов Нэнси Пелоси даже обняла Чейни. Это была сцена, немыслимая два десятилетия назад, — яркая иллюстрация того, как радикальные перемены в американской политике, вызванные Трампом, заставили бывших заклятых политических противников найти общую почву в борьбе за демократию.

«Это не то лидерство, которое я знал, когда служил здесь десять лет», — произнес Чейни в Капитолии в 2022 году.

В последующие годы он продолжал критиковать Трампа и даже поддержал вице-президента Камалу Харрис, демократа и соперницу Трампа на президентских выборах 2024 года. Чейни заявил тогда, что проголосует за неё из чувства долга, ибо необходимо ставить интересы страны выше партийных разногласий ради защиты Конституции.

Читайте также на ForumDaily:

Ушла из жизни Дайан Китон: чем запомнилась легендарная актриса

Смитсоновский институт убрал Трампа из экспозиции об импичментах в музее американской истории

Дело Трампа о срыве выборов 2020 года: прокурор представил новые данные

В США вице-президент политика США смерть политика
Подписывайтесь на ForumDaily в Google News

Хотите больше важных и интересных новостей о жизни в США и иммиграции в Америку? — Поддержите нас донатом! А еще подписывайтесь на нашу страницу в Facebook. Выбирайте опцию «Приоритет в показе» —  и читайте нас первыми. Кроме того, не забудьте оформить подписку на наш канал в Telegram  и в Instagram— там много интересного. И присоединяйтесь к тысячам читателей ForumDaily New York — там вас ждет масса интересной и позитивной информации о жизни в мегаполисе. 



 
1317 запросов за 1,500 секунд.