Феномен кампуса: в школе имени Иоанны Жаботинской - как дома, только чуть-чуть лучше - ForumDaily
The article has been automatically translated into English by Google Translate from Russian and has not been edited.
Переклад цього матеріалу українською мовою з російської було автоматично здійснено сервісом Google Translate, без подальшого редагування тексту.
Bu məqalə Google Translate servisi vasitəsi ilə avtomatik olaraq rus dilindən azərbaycan dilinə tərcümə olunmuşdur. Bundan sonra mətn redaktə edilməmişdir.

Феномен кампуса: в школе имени Иоанны Жаботинской — как дома, только чуть-чуть лучше

16-летний Миша Яцина репатриировался четыре недели назад из украинского городка Попасная, что в Луганской области.

— Когда в июне прошлого года началась война, родители вывезли меня в Харьков к тете. Ее семья тоже скоро приедет в Израиль.

Павел Яцина, отец Миши, — связист, мама Ирина – учительница украинского языка и литературы.

— В Попасном у нас собственный дом, — рассказывает Миша. – Сейчас в нашем доме живут друзья моих родителей. Отец сказал: «Оплачивайте коммунальные услуги – и живите».

В Харькове Мишины родители обратились в еврейскую организацию, которая связала их с израильским министерством абсорбции.

— Мы встретились с представителями израильских учреждений, оформили визу и поехали в Киев. Там мы пробыли всего неделю – узнали очень много нового, послушали лекции по еврейской традиции. В те дни, когда мы находились в Киеве, туда приехала министр абсорбции Софа Ландвер и тоже рассказала очень много интересного и полезного.

Из Киева семья вылетела в Израиль. В аэропорту имени Бен-Гуриона репатриантов тепло встретили.

— Летели мы специальным рейсом, — рассказывает Миша. – Встретили нас концертом: в аэропорту перед нами выступили солдаты, пели, танцевали. В зале для приема репатриантов, где мы дожидались оформления удостоверений личности, нас ждало вкусное угощение. Когда мы получили «теудат зеуты», нас усадили в такси и бесплатно доставили в те места, которые мы выбрали.

— И какое место выбрали твои родители?

— Кибуц Гвулот на юге страны – он участвует в проекте «Первый дом на родине». Родители уже учат в ульпане иврит.

— Но ведь школа имени Иоанны Жаботинской находится в Беэр-Яакове, а не в Негеве, на территории регионального совета Эшколь, где поселились твои родители. Как ты о ней узнал?

— Слышал много хорошего от своего друга. Он репатриировался намного раньше. Приезжая в каникулы в Попасное, он взахлеб с восторгом рассказывал, как это здорово — учиться и жить в школьном кампусе, сколько здесь кружков, какие спектакли играют старшеклассники, с какой любовью и пониманием относятся к ребятам учителя. Тогда мне все это казалось сказкой…

Когда Миша репатриировался, ему предложили записаться в школу в кибуце Гвулот и параллельно посещать ульпан.

— Я сказал, что много слышал о школе имени Иоанны Жаботинской: здесь многие учителя и ученики говорят по-русски, значит, помогут и мне «вписаться» и сразу приступить к учебе. Так и получилось.

— Учил ли ты иврит до репатриации?

— Практически нет. Незадолго до отъезда нам порекомендовали ульпан, но мы не успели даже основы языка освоить: ситуация накалилась – родителям нужно было как можно скорее покинуть зону вооруженного конфликта.

— Миша, нравится ли тебе в Израиле?

— Я хочу жить здесь всегда! Люди замечательные – очень искренние, открытые. Приняли меня тепло. Ощущение такое, будто я вернулся домой.

 

— Не трудно ли тебе на уроках? Ты ведь пока мало что понимаешь на иврите…

— Сейчас я регулярно посещаю ульпан, который действует при школе. Что же касается занятий, то я посещаю уроки химии, биологии и литературы. Химию преподает Ирена – репатриант-старожил. Объяснив классу материал на иврите, она обязательно подходит ко мне и потихоньку рассказывает по-русски. А на уроках биологии я ловлю каждое слово, пытаясь хоть что-то понять. Зато после уроков, уже в кампусе, новые друзья и инструкторы объясняют мне то, чего на иврите я пока не воспринимаю.

— Нравится ли тебе в кампусе?

— Очень! Живем мы вчетвером с другими старшеклассниками, кормят здесь очень-очень вкусно, атмосфера домашняя.

Павел и Ирина, родители Миши, поначалу сомневались, отдавать ли единственного сына на учебу в школу, расположенную почти в часе езды от кибуца Гвулот.

В Украине и России интернат ассоциируется с одиночеством, безотцовщиной или неразрешимыми семейными проблемами, хотя в последние годы и с благотворительностью тоже. Что же касается Израиля в целом и школы имени Иоанны Жаботинской в частности, то кампус со светлыми просторными комфортабельными жилыми помещениями и по-домашнему вкусной пищей никак не назовешь интернатом. Это дружная сплоченная семья, в которой, впрочем, намного интереснее, чем дома, в четырех стенах, особенно если родители с утра до вечера пропадают на работе.

Офицер-инструктор – выпускница школы

22-летняя Саша Плесная, выпускница школы имени Иоанны Жаботинской, старший лейтенант запаса, вернулась после демобилизации из армии в кампус, чтобы работать инструктором.

— Репатриировались мы с родителями в 1999 году, отец и мать живут в городе Модиин, работают, — рассказывает Саша. – Я шесть лет проучилась в школе имени Иоанны Жаботинской. Все эти годы жила в кампусе – школа естественным образом стала для меня вторым домом.

— Большинство выпускников вашей школы постоянно сюда возвращаются: если это солдаты, то на побывку они приезжают в кампус, если офицеры, то в День независимости спешат к своим учителям и друзьям в Беэр-Яков… Многие выпускники после поступления в вузы ведут здесь уроки… Что заставляет вас всегда, при любых обстоятельствах возвращаться?

— Домашняя семейная атмосфера! Мой младший брат Антон тоже окончил нашу школу, — говорит Саша, – а я стала кадровым военным, офицером. Рассказывать о службе не вправе: боевые части. Полгода назад после ухода в запас я поначалу не могла найти себе место на гражданке. Чем заниматься дальше? Ну не работать же офицеру боевых частей официанткой! И вдруг… «Иоанна» (так называем мы между собой нашу школу) – мой дом! Значит, возвращаюсь домой. Помогу педагогам и воспитателям, чем смогу, — армейский опыт и самодисциплина пригодятся.

Сейчас Саша живет в комплексе для преподавателей и работает инструктором в кампусе. Отвечает за семиклассников.

— Что это означает на практике?

— Инструктор – это мама и папа в одном лице, — объясняет Саша. – Утром ты должен не просто разбудить ребят, и непременно улыбнуться каждому из них и пожелать хорошего дня. Затем надо проверить, соответствует ли одежда ребят погоде, все ли из них сложили в рюкзаки учебники. Перед уходом на завтрак, а потом на занятия комнату ребята оставляют идеально чистой – это закон. Что касается питания, то с частью школьников работают врачи-диетологи, а мы, инструкторы, следим за тем, чтобы дети строго придерживались назначенной им диеты. Во время уроков я должна обойти практически всех учителей и спросить, какая помощь требуется тому или иному ученику при подготовке домашнего задания, какие у него оценки. Когда в кампус приезжают родители, я, конечно, встречаюсь и с ними.

— Чем вы занимаетесь с ребятами после уроков?

— Во-первых, помогаю приготовить домашнее задание, — говорит Саша. – Если ребенок не понял тему, объясняю заново или прошу кого-то из инструкторов ему помочь. Потом мы играем в игры, гуляем, занимаемся музыкой, рисованием… Для каждого из ребят инструктор – это мама и папа, работающие на полную ставку, в отличие от вечно занятых своими проблемами родителей.

— А как вы проводите выходные?

— Каждый выходной требует особой подготовки со стороны инструктора: ты заранее тщательно продумываешь, чем занять ребят, чтобы им было интересно, — говорит Саша.

Мое внимание привлекла висящая на стене фотография со словами любви и благодарности, обращенными к инструкторам. Подпись: «Коммуна».

— Что это?

— Выпускники нашей школы, активисты молодежного израильского движения «Цофим», — объясняет Саша. – Многие из них предпочитают отслужить первый год в рамках альтернативной службы («шерут леуми») в кампусе в качестве волонтеров, оказывающих помощь инструкторам и школьникам.

На иврите и по-русски

Гарику Гуревичу 12 лет. Живет в кампусе школы имени Иоанны Жаботинской в молодежной деревне «Атид» (Беэр-Яаков) полгода.

На вопрос: «Сколько лет ты в Израиле?» – Гарик ответил: «Я здесь родился».

— Ты говоришь по-русски без акцента – каким чудом?!

— Благодаря родителям.

— Откуда они приехали и когда?

— Мама и папа репатриировались из Украины четырнадцать или пятнадцать лет назад — еще до моего рождения.

Живут Гуревичи в Реховоте — городе, пользующемся в Израиле репутацией одного из ведущих центров интеллектуалов.

— Отчего ты решил поселиться в школьном кампусе?

— Мой двоюродный брат учится в нашей школе. Он сказал, что если меня примут в кампус, мне будут помогать готовиться к урокам, я буду получать больше полезной информации и обзаведусь преданными друзьями. Так и получилось.

 

— Ездишь ли ты на выходные домой?

— Не всегда. Иногда родители приезжают, чтобы забрать меня на выходные домой, но расстаться с лучшими друзьями даже на пару дней не так-то просто.

Всего в кампусе проживает 220 учеников, но это не предел.

Мила Спивак, директор школы имени Иоанны Жаботинской (кстати, первая в Израиле директор-репатриант!) с нескрываемым волнением рассказала: большинство выпускников, включая солдат и офицеров ЦАХАЛа, непременно приезжают в молодежную деревню в День Независимости.

— Взрослые люди, многие уже женаты и стали родителями, но именно в День Независимости их тянет сюда, — сказала Мила Спивак, а управляющий молодежной деревни «Атид» Томер Гольдфарб добавил:

— Для любого солдата и офицера День Независимости Израиля – это знаковый праздник, потому что наша страна борется за существование и сейчас. Каждый военнослужащий обычно стремится отметить День независимости в самом дорогом для него месте, с которым связаны светлые воспоминания. Когда выпускники нашей школы говорят: «Я был в «Иоанне», — у них в глазах появляется блеск.

— Сокровенное?

— Видимо. С таким чувством обычно относятся к самым родным, самым близким людям. Кампус для школьников – семья.

Разное школа имени Иоанны Жаботинской На родине
Подписывайтесь на ForumDaily в Google News


 
1059 запросов за 1,051 секунд.